- Фирменное наименование
- ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ (англ registered name, trade name) - в гражданском праве РФ наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией. Ф.н. позволяет индивидуализировать конкретное предприятие в гражданском обороте, отличать его от др. однородных предприятий. Требования к Ф.н. установлены в ГК РФ* и законах об отдельных видах коммерческих организаций.
Права и обязанности, связанные с пользованием Ф.н., определяются законодательством. Право на Ф.н. принадлежит только данному юридическому лицу и означает возможность исключительного пользования им (при заключении договоров, путем указания на вывесках, счетах, бланках, ярлыках, рекламных материалах, на товарах предприятия, их упаковке) после регистрации Ф.н. в установленном порядке. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное Ф.н., по требованию обладателя права на Ф.н. обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки. Порядок регистрации и использования Ф.н. определяется законом и иными правовыми актами в соответствии с ГК РФ.
В зарубежном гражданском и торговом праве Ф.н., обычно называемое фирмой, имеется у всех обществ и компаний. Обычно им пользуются в виде общего наименования для всех принадлежащих обществу или компании предприятий, выступающих под единой фирмой. Но с диверсификацией производства и возрастанием роли отдельных предприятий появляется тенденция к присвоению каждому из принадлежащих обществу или компании предприятий собственной фирмы, отличной от фирмы самого общества или компании.
В литературе отмечается (см.: Гражданское и торговое право капиталистических государств. - М., 1993), что назначение фирмы состоит в идентификации коммерсанта, индивидуализации его деятельности в хозяйственном обороте, что обусловливает ее важное значение в конкурентной борьбе и всей системе рыночных отношений. Фирма является элементом имущественного комплекса предприятия, значение и экономическая ценность которого возрастают по мере повышения репутации предприятия на рынке.
Для того чтобы обозначение могло быть использовано в качестве фирмы, оно должно отвечать установленным законом требованиям. По всем системам права фирма может быть представлена именем или фамилией, либо представлять собой наименование, характеризующее предмет деятельности, либо быть произвольным, в т.ч. вымышленным, наименованием.
Право многих стран романо-германской системы придерживается принципа истинности фирмы. Фирма индивидуального коммерсанта либо полного или коммандитного товарищества должна представлять истинное гражданское имя (фамилию) коммерсанта либо одного или нескольких предпринимателей -полных товарищей (но с добавлением обозначения «... и компания»), учредивших товарищество. Этот факт проверяется при регистрации фирмы в торговом реестре. Однако данный принцип не выдерживается и по существу сводится на нет. При переходе торгового промысла к новому собственнику в результате его продажи или наследования, при перемене гражданского имени коммерсанта либо выходе из товарищества новому предпринимателю предоставляется возможность использовать старую фирму. К уставным же товариществам принцип истинности фирмы вообще не применяется.
В странах англо-американского права действует принцип свободы фирмы - допустимости включения в нее при регистрации любого имени (фамилии). В результате во всех странах фирма индивидуальных или коллективных коммерсантов на практике совпадает или не совпадает с гражданским именем предпринимателя или предпринимателей.
В отношении некоторых видов торговых товариществ предъявляются специальные требования о включении в фирменное наименование полного или сокращенного указания на форму общества или компании. Во Франции фирма акционерного общества, товарищества с ограниченной ответственностью и полного товарищества должна включать — до или после индивидуализирующего определения - указание на форму товарищества в его полном или сокращенном (S.A., S.A.R.L., S.N.C.) виде. В ФРГ это правило действует для уставных товариществ ~ акционерного общества (A.G.) и товарищества с ограниченной ответственностью (GmbH). В Англии наименование публичной компании должно содержать указание «public limited company». По законам ряда штатов США в наименование корпорации надлежит включать слово incorporation (или inc.) либо corporation (или согр.).
Право на фирму как один из элементов промышленной собственности относится к исключительным правам ее владельца, которые распространяются на всю или часть территории, для которой соответственно действует центральный или местный торговый или фирменный реестр, в который внесена фирма. К исключительным правомочиям владельца фирмы относится использование ее различными способами в хозяйственных операциях: в рекламе товаров и на вывесках предприятия, в качестве элемента товарного знака, на упаковке товаров и т.д. Владелец фирмы обязан указывать Ф.н. в документации - на бланках коммерческой корреспонденции, в сделках, на исковых документах и т.д. Исключительность права на фирму состоит в том, что др. коммерсанты устраняются от использования тождественного или сходного обозначения в качестве своего Ф.н. или товарного знака и не имеют права пользоваться им в деловой практике. При этом владельцу фирмы предоставляется абсолютная защита против применения данного наименования в целом или наиболее отличительных, существенных элементов в его Ф.н. или товарном знаке любого третьего лица, приступившего к использованию тождественного или сходного обозначения в более поздний срок.
Энциклопедия права. 2015.